Перейти к содержимому


Фотография

О прекрасном без прикрас. Многоликий наш топаз


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 GSK

GSK

    ювелир профессионал

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 620 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Montreal, Canada
  • Интересы:Все!!! И еще чут-чуть..

Мои награды:

Весь список

Отправлено 21 Ноябрь 2014 - 19:37

Сегодня поговорим об очень популярных во всем мире драгоценных камнях – о Топазах. И – о «топазах» тоже. Топаз, пожалуй, самый распространеный и самый используемый для ювелирного дела драгоценный камень (не считая вездесущих бриллиантов конечно же).

Для начала – общая информация о топазах.

Краткая геммологическая информация.

Цветовая гамма: бесцветный, синий, желтый, зеленый, розовый, красный, оранжевый, коричневый.
Коэффициент преломления: 1.629 - 1.637
Химическая формула: AL(F,OH)2SIO4
Твердость: 8
Плотность: 3.52 - 3.56
Тип кристаллической решетки: призматическая
Основные месторождения: Бразилия, Шри Ланка, Нигерия, Германия, Австрия, Швейцария, Австралия, Япония, Россия, Украина, Ирландия, Канада, Зимбабве. Несторождения разведаны еще в более чем 20 странах, но оценочные запасы материала считаются недостаточными для промышленной разработки.

Природная окраска желтых, зеленых, синих и коричневых топазов обусловлена электронными центрами цвета, а окраска красных и розовых топазов - микропримесями хрома. Оранжевые топазы окрашены и за счет электронных центров цвета, и микропримесями хрома одновременно. Чем меньше примесей хрома, тем более свет сползает в желтизну.

Топаз - алюмосиликатный минерал с включениями анионов фтора и/или гидроксила. Гидроксильные топазы встречаются значительно более редко, значительное превышение концентрации гидроксила на фтором приводит к повышению значения коэффициента преломления, приближая его к масимально возможному значению.

По внешнему виду, по цвету топаз можно спутать с аквамарином, зелеными и желтыми разновидностями берилла, с цирконом, цитрином, перидотом и даже сапфиром. От всех этих камней топаз легко отличим по своим оптическим характеристикам. С аппатитом, андалузитом, данбуритом и турмалином, также способным "прикидываться" топазами по цвету, оптические характеристики топаза пересекаются. В данном случае тест на удельный вес, самым простым способом идентификации окажется использование рефракционной жидкости (метилен иодида) для теста на "утопляемость" камня. Благодаря своей большей плотности топаз в метилен-иодиде утонет, остальные варианты "лже-топазов" будут плавать на приповерхностном слое.

Топаз синтезирован, но до последнего времени синтетический материал не находил коммерческого применения. С 2007 года на локальных рынках штата Минас-Жейрас в Бразилии в продажу под видом топазов стали поступать синтетические оранжевые, желтые и розовые корунды, произведенные по методу сублимации (осаждения) из газовой фазы.

Топазы в истории современной цивилизации..

В списке исторически значимых камней топаз занимает единственную строчку. Но зато по значимости этой строчки, по загадочности его истории самый знаменитый топаз мира - один из явных лидеров. Бриллиант "Браганца", огромный бесцветный (по некоторым сведениям - с очень слабым голубым надцветом) камень свободной фантазийной огранки весом (по различным данным) от 1600 до 1900 карат. Бриллиант, претендовавший на то, чтобы быть самым большим на тот момент бриллиантом мира, оказался топазом!

Первое упоминание в официальных хрониках о "бриллианте Браганца" относится к 1797 году, когда камень был подарен будущему королю Португалии Джону VI во время церемонии представления его как принца-регента. Позднее, в 1807 году, уже став королем, Джон вынужден был уехать со всем своим семейством и двором в Бразилию на долгих 14 лет, спасаясь от оккупации Португалии войсками Наполеона Бонапарта. По легенде, в 1818 году в Рио-де Жанейро Джон заказал изготовление новой короны, во время работы над которой и обнаружилась истинная минеральная сущность ставшим знаменитого камня.

Была ли новая корона закончена или нет, был ли установлен в ней топаз "бриллиант Браганца" - достоверно неизвестно. Никто и никогда не видел этой короны, никто и никогда не упоминал о том, что видел камень после смерти короля Джона VI в 1826 году. "Бриллиант Браганца" бесследно исчез! Хранящаяся в Лиссабонском музее Palacio Nacional da Ajuda королевская корона выполнена из золота без применения каких-либо драгоценных камней.

Такие немаленькие топазы.

Природа одарила топазы способность очень хорошо расти! Крупные топазы - вовсе не редкость... Среди ограненных топазов целых десять камней обладают весом более 3 тысяч карат. Самый большой из официально зарегистрированных топазов мира носит название "Топаз Эль-дорадо", хранится в Бразилии и весит 31000 карат!

%D0%A21.jpg%D0%A22.jpg
Топаз "Эль-дорадо"

Самый большой голубой топаз мира с природным цветом - светло-голубая "Бразильская принцесса" квадратной изумрудной огранки весит 20005 карат!

А самый большой синий топаз весьма насыщенного цвета, его вполне можно было бы отнести к группе Топаз Swiss, занимает 7-е место в мире по весу среди всех ограненных топазов. Топаз "Азули", второе его название - Топаз "Марбелья":

topacio-marbella-topaz-marbella-programa

По ссылке (Топаз "Марбелья) этот фантастический камень можно увидеть практически в натуральную величину!

Что на самом деле дарит нам Земля?

Итак – топазы являются камнями с очень богатой цветовой гаммой. При этом следует отметить: 50% всех топазов в мире поднимаются из земли желтовато-коричневого цвета, как правило – очень бледного оттенка и слабой насыщенности. Приблизительно 45% сырых топазов – сырье бесцветное. На оставшиеся 5% приходится очень бледно-голубой сырой материал, причем синяя окраска регистрируется только метом спектрофотометрии, но невооруженным глазом практически не видна, и молочно-серый (в приблизительном соотношении 100:1).

Молочно-серые топазы промышленно добывают лишь в Канаде, голубые – в Бразилии. Известное с древнейших времен месторождение голубых топазов в Швейцарии иссякло еще 5 веков назад, и лишь лет 30 тому назад был найден еще один депозит, небогатый по запасам, но содержащий самые насыщенные и чистые голубые (от природы) топазы из известных в мире.. Именно от этих топазов пошло распространенное ныне торговое название “Топаз Голубой Swiss”. Швейцарские камни не принято подвергать какой-либо обработке. Но я должен огорчить многочисленных обладателей топазов-свиссов. В 100%  случаев Ваши камни прошли серьезную обработку и окрашивание, и не имеют никакого отношения к Швейцарии. Голубой от природы швейцарский топаз, даже такой маленький, как весом в 1 карат, стоит от 100 долларов за карат. Стоимость крупных камней превышает 1000 долларов за карат. Озвученные цены – от швейцарского оператора копей!

Молочно-серые топазы.

Молочно-серые топазы из Канады в своем натуральном виде изредка попадают на рынок, причем исключительно – для продажи их коллекционерам. Ювелирной ценности такие камни не представляют.

Прежде чем попасть в Вашу коллекцию или в Ваше ювелирное изделия, канадские молочно-серые топазы проходят большой и значимый путь. Опишем коротко этапы большого пути.

1. Добыча и выемка из породы, предтехнологическая подготовка.
2. Очистка от породы и подготовка к огранке, сортировка материала по цветности и насыщенности, термическая обработка (удаление серого тона из молочно-серых камней, обесцвечивание молочных камней, изначально имевших очень слабый cерый тон).
3. Огранка (как правило – машинная).
4. Облучение ограненных камней. Бывшие молочно-серые камни превращаются в голубые топазы, бывшие молочные без серого тона камни ни во что не превращаются и направляются сразу в камеру магнетрона.
5. Повторная сортировка по цвету. Наиболее насыщенные голубые камни пойдут в продажу с этим цветом. Большая часть камней отправляются на свидание с магнетроном.
6. Магнетронное напыление тонкой пленки. После напыления ванадиевой пленки толщиной в несколько микрон топазы превращаются в очень ныне популярные РАДУЖНЫЕ (МИСТИК) ТОПАЗЫ.

Мистик-топазы (Радужные топазы) и Азотик-топазы.

%D0%A23.jpg

 

Хочется предупредить легковерных обладателей и потенциальных покупателей "100%-но природных" радужных и мистик – топазов. Их цвет, игра, «эффект радуги» - не природного происхождения!!! Такие камни нельзя чистить в ультрасонике и в стиммере. Пленка может разрушиться, эффект радуги исчезнет навсегда!! Такие камни нельзя подвергать длительному воздействию прямых солнечных лучей – пленка на солнце разрушается.. И естественно – абсолютна невозможна пайка изделий с такими камешками. При воздействии высокой температуры разрушится пленка, придающая эффект радуги, да и базовая окраска камня может быть потеряна..Любая разновидность радужного топаза не является драгоценным камнем и считатется имитацией.

%D0%A24.jpg%D0%A25.jpg

 

Азотик-топазы производят еще проще. На поверхность павильона (нижний ограненный конус камня) наносится тонкий слой металлизированной краски. Благодаря отражению света от краски и преломлению в гранях появляется специфичная игра цвета азотик-топаза. Естественно, ничего природного в происхождении такого цвета топазов тоже нет и в помине.

Розовые и красные топазы.

Розовый и красный цвета – самый редкие (не считая зеленого) цвета природного происхождения у топазов. Но тем не менее – такие камни существуют! Мы скорее всего разочаруем многих обладателей розовых топазов. Камни весом от 1 карата, насыщенного розового или слегка оранжевато-красного цвета, получившие свой цвет от природы, а не в результате облагораживания – очень дорогие топазы. Их стоимость начинается от 500 долларов за карат.. Вспомните-ка, за сколько купили Вы свои розовенькие камешки? Увы – не бывает чудес в мире.. Положите свой розовый топаз на подоконник, под прямые солнечные лучи.. Если он через несколько недель превратится в грязно-серый или светло-коричневый – Вам повезло! У Вас - БЫЛ настоящий необлагороженный природный розовый топаз. К сожалению - розовые от природы топазы боятся солнечного цвета и чаще всего (истины ради добавим - НЕ ВСЕГДА) очень быстро выцветают почти до бесцветного состяния. Тем не менее - розовые и красные топазы с цветом природного происхождения редко, но попадаются в коллекциях или в ювелирных изделиях. Для закрепления цвета (предотвращения выцветания) их приходится мягко и аккуратно подогревать, и положительного результата достичь удается не всегда.. Крайне редко розовые и красные топазы имеют сильные насыщенные тона. Но - иногда имеют!!!

%D0%A26.jpg
Природный розовый топаз, фотография компании Lembeck Gems

Практически вся масса "условно-природных" розовых топазов, имеющаяся сейчас в продаже на мировом рынке, произведена либо из бразильских светло-коричневых топазов, розовый цвет получен в результате термической обработки. Такие топазы менее чувствительны к солнечному цвету, процесс выцветания может растянуться на несколько лет, и процес такой обратим - повторная термическая обработка вернет розовый цвет. Международное геммологическое сообщество признает такой метод облагораживания топазов. Но, к сожалению, при покупке розовых топазов нет гарантии приобретения даже таких. Многочисленные дешевые розовые топазы на современном рынке - продукт магнетронного напыления тонкой пленки. Такие камни имеют весьма специфический и легко узнаваемы цвет:

%D0%A27.jpg

Красные топазы в сотни раз более редки, чем розовые! Придать топазу красный цвет общепринятыми методами облагораживания, термобработкой и облучением, невозможно. Стоимость природных красных топазов исчисляется четырехзначными числами за карат. В свободную продажу на рынок такие камни практически не поступают, и можно с уверенностью сказать, что все современные красные топазы, предлагающиеся к продаже, прошли через магнетронное напыление красящей пленки.

Зеленые топазы

%D0%A28.jpg

 

Зеленые топазы в природе - самые редкие из всех топазов. Их находки исчисляются не более нескольких штук в год! Стоимость 1 карата зеленого топаза сравнима со стоимостью приличного изумруда. Изредка на рынок попадают зеленые топазы после магнетрона, но широкого распространения они не получили.

Голубые топазы.

"Весело" обстоят дела и с голубыми топазами натурального природного цвета. Различают три вида голубых топазов по «торговым названиям». Sky-blue topaz, Swiss-topaz, London-blue topaz.

Последний – «лондонский» – самый насыщенный по цвету, часто – очень густо-синий. В природе таких топазов нет, 100% камней получили свой цвет в результате облучения с предшествующей термообработкой или без нее. «Швейцарские» топазы, средние по насыщенности, в принципе существуют с природным цветом, но они очень редки и дороги (см. выше). Цвет – результат стандартной одно- или двуступенчатой обработки. Небесно-голубые топазы – наиболее распространенные среди голубых топазов. 99.99% всех «небесничков» также облученка. Не подвергавшися обработке небесно-голубой топаз стоит от 10-20 долларов за карат для мелких камней, и от 100 долларов за карат для камней более 5 Кт.

%D0%A29.jpg%D0%A210.jpg%D0%A211.jpg
Голубые топазы Sky-blue, Swiss-blue и London-blue

Интенсивность цвета облученных голубых топазов зависит от длительности и интенсивности облучения. От последнего фактора зависит и срок обязательной выдержки топазов (для полного исчезновения остаточного наведенного излучения) перед их поступлением в продажу. Для топазов London-blue такой срок исчисляется 10-ю месяцами.

Винные топазы, "Империал-топазы" (оранжеватые и коричневые топазы) и Империал-топазы.

%D0%A212.jpg

Многочисленные «Империал» топазы – ярко желтые, желто-оранжевые, красно-оранжевые – такими приблизительно в природе и родились.. Но – практически бесцветными. Их цвет бтл подтянут до "приличного" термообработкой, но результат такой процедуры не всегда прогнозируемый - могут получиться и розовые топазы. Подвергавшиеся обработке насыщенные "империал топазы"  преобладают на рынке, их стоимость невелика, в нормальном обиходе их еще называют винными, так же как и не подвергавшиеся обработке светло-желтые топазы.. Важно также иметь в виду – под видом Империал-топаза частенько продается бутылочное стекло либо (в лучшем случае) – перегретый, бывший околобесцветным, кварц, из которого по тем или иным причинам не удалось изготовить ни аметиста, ни цитрина..

 

j2w_yto180ab.jpg

 

Природный винный топаз относительно недорог, хотя конечно уже на порядок дороже облученных голубых и бесцветных топазов. не очень яркий желтый цвет тем не менее привлекателен и приятен глазу.

 

Отдельных слов заслуживает и требует настоящий Империал-Топаз... В 1782 году российской императрице Екатерине Великой ко дню именин преподнесли подарок - золотое колья и серьги с оправленными полированнымиу кристаллами кристаллами топазов  удивительного яркого красновато-оранжевого цвета! Камни были найдены русскими старателями на Северном Урале. Еще несколько таких камней Екатерина Великая получуила в "подарочной коробочке", которую, вместе с камнями, чуть позже и отправила в качестве императорского презента своему германскому коллеге Фридриху I. Подарок императрице и подарок императрицы... Отсюда и название редкой и очень недешевой разновидности топаза.

 

JG0730.jpgLG1100.jpg

KG8120.jpgKG813.jpg

 

Империал топазы окрашены как примесями хрома, так и за счет электронных центров. Они не любят воздействия температур, которые превращают их в простые коричневые топазы, и никогда не бывают получены термической обработкой, которая, в отличии от многих других недорогих камней, достаточно легко идентифицируется у топаза благодаря практически всегда имеющимся в топазе включениям рутила... Однако - снова об Империал-топазах.. Их по прежнему изредка находят на Северном урале, но большая их часть уже имеет бразильское происхождение. Вариации цвета - желтовато-оранжевый, красновато-оранжевый, оранжевато красный, классический цвет - оранжевый с видимым розоватым надцветом. камни редки и очень дороги, их стомимость в зависимости от параметров можетколебаться от нескольких сотен до многих тысяч долларов за карат.

 

 

 

%D0%A213.JPG

Пожалуй, единственная разновидность топаза не вызывает сомнений в природности своей "окраски". Бесцветные топазы не могут сохранить свою бесцветность ни при нагреве, ни при облучении.. Если у Вас есть изделие с бесцветным топазом – не держите его долго на солнышке, не ходите с ним на пляж загорать. Он может очень сильно помутнеть.. Бесцветные топазы практически никогда не подделывают – горный хрусталь и то дороже стоит! Ювелирная ценность бесцветного топаза была широкомасштабно признана только в одной стране мира – в СССР.

Историческая справка.

1. Самое древнее письменное упоминание о термической обработке топазов относится к 1-му тысячелетию до нашей эры! Некий грек научился делать топазы, которые сегодня мы назвали бы небесно-голубыми или свиссами.. Первые он кипятил в оливковом масле, а вторые – отжигал завернутыми в виноградные листы в глине.

 

2. До конца 16 века, когда был открыт способ огранки бриллиантов, а месторождений топазов в Южной Америке открыть еще не успели, топаз был анмного более редким камнем чем, алмаз, и... куда более дорогим! Ведь топаз с дервности умели и огранивать, и полировать, и украшения с топазом выглядели намного выигрышнее, ярке и красивее, чем с алмазами... :)

 


  • Далынин и Эзоп это нравится

С Уважением,
GSK
 


#2 Далынин

Далынин

    Кто живет для рейтинга. а кто просто творит и выт

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 232 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:СССР

Мои награды:

Весь список

Отправлено 22 Ноябрь 2014 - 01:19

А вот можно ли при пайке изделия изменить цвет Топаза??? или среда обжига ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ составляющая...

Имею в виду просто изменение цвета...



#3 GSK

GSK

    ювелир профессионал

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 620 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Montreal, Canada
  • Интересы:Все!!! И еще чут-чуть..

Мои награды:

Весь список

Отправлено 22 Ноябрь 2014 - 01:26

Зависит от разновидности... Окислительная среда нужна только для топазов, содержащих хром в востановленной форме, для придания им красноты/розовости... Для голубых топазов опасность невелика сама по себе в виде температуры, так как именно температурой цвет закрепляется.. Ну а для редких розовых, красных, империалов - лучше не брать на себя ответственность и не рисковать.


С Уважением,
GSK
 


#4 timurt

timurt
  • Пользователи
  • 5 сообщений

Отправлено 06 Июль 2015 - 15:07

Красивый камень.



#5 Ku4er1735

Ku4er1735

    мастер

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 23 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Июль 2015 - 11:11

А вот можно ли при пайке изделия изменить цвет Топаза??? или среда обжига ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ составляющая...

Имею в виду просто изменение цвета...

Можно, и скорее всего топаз обесцветится, особенно если камень небольшого размера. По моему опыту с особой осторожностю, при нагреве топазов, стоит относиться к камням весом до 2-х кр.


  • Svetyk это нравится




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

по всем вопросам: iz-zolota@yandex.ru