Перейти к содержимому


Фотография

История успеха Faberge. Гений ювелирного искусства


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Alex

Alex

    ювелир профессионал

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 541 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 15 Июль 2013 - 10:18

Более 120 лет изделия Faberge вызывают восхищение и украшают лучшие музейные и частные коллекции в мире. И сейчас и тогда это одни из самых дорогих ювелирных изделий. А все благодаря высочайшему качеству и уникальности каждого предмета.

Изображение


Основатель Дома Фаберже рискнул использовать в дизайне своих изделий необычные для того времени стили и это оказалось верным шагом. Не случайно изделия бренда признаны культурным достоянием человечества — 1992 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Faberge.

27 ноября 2007 г. одно из яиц Фаберже (всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52) было продано на аукционе Christie’s за 9 миллионов фунтов стерлингов, став самым дорогим русским ювелирным изделием.

Обрусевшие французы

Семья Фаберже ведет свою родословную с XVII века, и упоминается изначально под фамилией Фаври. В 1658 г. они вынужденно покинули страну из-за религиозных преследований. Документы из семейного архива свидетельствуют, что фамилия изменялась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и, в конечном итоге, в 1825 г. на Фаберже.

#2 Alex

Alex

    ювелир профессионал

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 541 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 15 Июль 2013 - 10:19

Известно, что в 1800 г. ремесленник Пьер Фаври обосновался в Ливонии и в его семье родился сын Густав Фаберже. В 1830-х Густав приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу. В 1841 г. он получил звание мастера ювелирного дела, а спустя год на Большой Морской улице открылся первый магазин Faberge, где изготавливались и продавались разнообразные драгоценные безделушки для интерьера.

В 1846 г. у Густава родился сын Петер Карл Фаберже. Карл получил хорошее начальное образование в гимназии Святой Анны — известном учебном заведении для детей низших слоев дворянства. В 1860 гю он продолжил обучение в Германии. В возрасте 18 лет Карл отправился в тур и повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы.

Карл Фаберже, по настоянию отца, учился ювелирному мастерству у самых известных золотых дел мастеров того времени. В России юноша постигал тонкости ювелирного дела у Хискиаса Пендина, далее совершенствовал мастерство во Франкфурт-на-Майне у известного ювелира Фридмана и в Париже у мастера Шлосса.


Вернувшись в Петербург в 1866 г., Фаберже — теперь уже полноправный мастер — работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. в фирму приходит финский ювелир Эрик Колин, ставший управляющим.

По отцовским стопам

В 1872 г. в возрасте 26 лет Карл Фаберже вместо отца возглавил скромное семейное предприятие. В течение последующих 10 лет Эрик Колин был его наставником и учителем, после кончины которого Карл целиком взял управление компанией на себя.

В этом же году произошло два важных события: он был награжден званием мастера ювелирных дел, и в семейном бизнесе начал принимать активное участие младший из братьев 20-летний Агафон Фаберже. Вместе с Агафоном Карл проработал более десяти лет. Братья прекрасно дополняли друг друга: представитель классической школы Карл и более творческий Агафон.

Первый крупный успех пришел к Faberge в 1882 г. на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» в Москве. Фирма впервые выставила свои изделия и сразу получила золотую медаль за работы-копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму.

Изделия привлекли внимание императора Александра III. В 1885 г. Александр III заказал у ювелира первое пасхальное яйцо как сюрприз для своей жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

В качестве награды 16 апреля 1885 г. Карлу Фаберже было присвоено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла, а судьбоносным стало покровительство царской семьи.

Сотрудничество с Российским Двором продолжилось созданием коллекции перстней, ставших подарками лучшим директрисам гимназий. В последующем по заказам царской семьи было изготовлено почти шесть десятков драгоценных пасхальных яиц. С каждым годом количество императорских заказов все больше увеличивалось.

Ожерелье из жемчуга и бриллиантов ценой 166 500 рублей было выбрано в 1894 г. цесаревичем Николаем как обручальный подарок его будущей жене, принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. В свою очередь, коронованные родители Николая заплатили Фаберже самую высокую цену, которую ему когда-либо удавалось получить, 250 тыс. рублей за другое колье, предназначенное в подарок их будущей невестке.

Карл Фаберже завоевал расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке и реставрации ювелирных изделий Эрмитажа, одновременно он изучал технические приемы старых ювелиров, а также стилистические особенности украшений разных эпох.

Успех и признание

К 90-м годам Фаберже обошел своих конкурентов. Среди отечественных ювелиров того времени ему не было равных, и предприятие Faberge получало сверхприбыли за качество и уникальность каждого изделия. В 1896 г. оборот Московского отделения Faberge, открытого в 1887 г., достиг 400 тыс. рублей.

Будучи разносторонне образованным и талантливым мастером Карл первым начал изготавливать функциональные и практичные предметы — портсигары, лампы звонки, часы и прочее, а также большое количество разнообразнейших бытовых изделий: рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, письменных приборов.

Сделанные из золота и серебра, а иногда даже из дерева или поделочного камня, добываемого в России, эти предметы были украшены скромно, но с той элегантностью стиля, которая всегда ассоциировалась с изделиями Faberge. Скульптурки деревьев и цветочные букеты, модернизированные копии японских нецке и фигурки животных — фантазии дизайнеров мастерских Faberge не было предела.

Количество заказов возросло насколько, что Карл стал практиковать то, что сейчас называется «аутсорсингом» — сторонние мастерские выполняли для фирмы заказы по предоставленным эскизам. Работы более десятка мастерских были помечены знаком Faberge и собственным клеймом каждого мастера.

За десять лет между 1907 и 1917 гг. по всему миру было продано более 200 тыс. изделий. К концу девятнадцатого века штат предприятия Faberge насчитывал полтысячи сотрудников и пять филиалов: в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и Бангкоке.

Рецепты мастерства

Карл Фаберже не только постиг основы ювелирного мастерства, но и точно уловил новые веяния в искусстве конца XIX века. Ведущие европейские ювелиры все еще придерживались стилей прошлых лет — торжественный ренессанс, затейливое рококо, тяжеловесный ампир и другие.

Фаберже же не побоялся экспериментировать в новом художественном направлении — модерне. Кроме того, на его предприятии трудилось три десятка экспертов-преподавателей, генерировавших новаторские идеи. Во главу угла Карл ставил не дороговизну использованных материалов, а художественную ценность украшений и мастерство исполнения.

В своих украшениях он использовал полудрагоценные поделочные камни, которые традиционно считались не ювелирными. Faberge полностью отошли от «ювелирного академизма» и смело сочетали олово, карельскую березу и вороненую сталь с благородными металлами и драгоценными камнями. Оригинальные изделия, созданные по принципу «соединить несоединимое», стали модными в светских кругах.

В украшениях Фаберже отражалось и влияние старорусского стиля, это особенно заметно в изделиях из серебра, а также искусства Востока. Последнее четко прослеживается в серии цветов и вырезанных из камня фигурках животных и людей в духе японских нэцке (Фаберже коллекционировал произведения японского декоративно-прикладного искусства, в его коллекции было более 500 подлинников).

Большое значение в успехе мастерской сыграло и умение Карла руководить людьми. Условия работы на его предприятиях были каторжными — с семи утра до одиннадцати вечера ежедневно, и только по воскресеньям «поблажка» в виде пятичасового рабочего дня. Однако Фаберже щедро оплачивал труд своих работников.

Постоянными клиентами Дома Faberge стали не только российские императоры, но члены королевских семей со всего мира — Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия и Китай. На территории Российской Империи украшения, часы, портсигары от Фаберже были практически у всех уважающих себя аристократов, банкиров и прочих буржуа.

Революционный крах

Ситуация изменилась с началом военных событий. Первая мировая война в значительной степени ухудшила дела, а Октябрьская революция 1917 г. привела к полному краху. Дом Faberge находился в руках революционного «Комитета работников товарищества и компании Фаберже» вплоть до ноября 1918 г., после чего компания была национализирована большевиками.

Карл Фаберже был вынужден вновь вернуться в Германию. Тем временем большевики арестовали его старших сыновей: Агафона и Александра, но супруге с младшим сыном Евгением удалось бежать в Финляндию.

В Германии Карл Фаберже серьёзно заболел. В июне 1920 г. семья воссоединилась в Швейцарии, здесь Карл Фаберже прожил всего около двух лет. Умер он в 1920 г. в Лозанне.

Его сыновья Александр и Евгений пытались продолжить семейный бизнес, организовав в 1924 г. в Париже фирму Faberge et Cie, но их ювелирные изделия пользовались очень маленьким спросом — слишком велика была разница между ними и «настоящим» Фаберже. В 1937 г. они уступили права на бренд Faberge за $25 тыс. торговцу Сэмюэлу Рубину.

Мытарства бренда

Рубин решил, что бессмысленно производить ювелирные изделия под этим именем, и решил воспользоваться славой и роскошью бренда Faberge в другой сфере бизнеса. Созданная Рубиным компания Faberge Inc стала выпускать роскошную парфюмерию и туалетные принадлежности, и в течение следующих 70 лет именем Faberge пользовались парфюмеры.

В 1964 г. Рубин за $26 млн перепродал бренд Faberge американцу Джорджу Барри и косметической фирме Rayette Inc, которая после сделки изменила название на Faberge Inc.

В 1985 г. бренд снова меняет владельца — им становится производитель мужской одежды McGregor Industries. Ее владельцы объединяют Faberge Inc с еще одной купленной ими компанией, Elizabeth Arden Company, в результате чего образуется фирма Elida Faberge.

Именно ее вместе с правами на бренд Faberge в 1989 году покупает международный концерн Unilever. В 2007 г. южноафриканский миллиардер Брайан Гилбертсон приобрел все права на бренд Faberge у компании Unilever за $38 миллионов.

Наконец, британская компания Gemfields, специализирующаяся на добыче, огранке и торговле драгоценными камнями, покупает у владельца бренда Faberge — компанию Faberge Consortium — за 82 млн. фунтов стерлингов ($142 млн.).

2011 г. можно считать годом возрождения бренда Faberge. Открылись бутики в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, Париже, Москве, Киеве… За 2011-2012 финансовый год, завершившийся 31 марта 2012 г., ювелирный Дом Faberge огласил выручку в размере $6,97 млн.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

по всем вопросам: iz-zolota@yandex.ru