Перейти к содержимому


Фотография

Фаберже и не снилось


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Alex

Alex

    ювелир профессионал

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 541 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Новосибирск

Отправлено 09 Январь 2012 - 09:07

Почему создателя коронных драгоценностей Российской империи Карла Эдуарда Болина в истории ювелирного искусства затмил Карл Фаберже?
Гость программы - старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян.

Ведущий - Армен Гаспарян.

Гаспарян: Всякий раз, когда мы говорим про ювелиров, в основном вспоминается Фаберже. Имя это, действительно, на слуху. Однако надо учитывать, что он получил звание придворного ювелира, когда члены семьи нашего героя уже побывали придворными ювелирами у шести российских императоров.

Главный герой нашей программы - Карл Эдуард Болин, придворный ювелир. И у нас в гостях старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян.

Татьяна Николаевна, мы с вами однажды беседовали про Фаберже и говорили о том, что он по праву считается номером один. Я начал программу не случайно с захода, что ведь Болин был уже у шести императоров. Почему же так получилось, что в истории для обывателей осталось место только для одного?

Мунтян: Действительно, имя Карла Эдуарда Болина оказалось совершенно в тени другого Карла - Фаберже - и некоторых его соотечественников. И какое-то количество лет назад это имя способно было вызывать эмоции разве что у посвященных. И так случилось в результате всех событий нашей российской истории.

Этот знаменитый ювелир, обласканный царской семьей, его потомки, которые единственными в России получили потомственное дворянское достоинство именно за ювелирную деятельность, оказался забыт. Потому что главной специализацией в творчестве семьи Болин, а надо говорить не только о Карле Эдуарде, а, конечно, о его потомках, были собственно бриллиантовые украшения. Роскошные диадемы, колье, которые были частью коронных ценностей Российской империи.

Я думаю, теперь уже немало людей знает, что первыми разрушению и продаже подверглись именно коронные ценности, коронные бриллианты. С них, а не с пасхальных яиц, которые были прекрасны, но мало что стоили, потому что камни были в них мелкие, в них главное была работа и дизайн. А вот вещи Карла Эдуарда Болина всегда в основе имели крупные, ценнейшие камни.

И когда большевики начали беспрецедентные распродажи национального достояния на антикварных рынках Запада, то начали они с коронных бриллиантов. Самое ужасное, что порой продавали даже не целиком вещи, как случилось с одной диадемой фирмы "Болин", "диадемой Мальборо", а когда-то она принадлежала и была сделана по заказу Николая I…

Гаспарян: Это герцогиня Мальборо?

Мунтян: Да. Она потом ее купила тоже на антикварных рынках, потом продала. По последним сведениям, ее купила Имельда Маркос. Теперь следы этой диадемы вообще затерялись. Но ее продали целиком.

А другие драгоценности "Болин", увы, просто исчезли после 20-х годов. И есть, конечно, подозрение, которое уже почти и не подозрение, а, наверное, факт, что они были просто, как тогда говорили, "обезличены". Крупные ценные камни вынимали, сапфир, например, в 60 карат, и продавали отдельно.

Остовы диадем, колье из золота и серебра расплющивали и превращали в слитки. Слитки грузили на корабли и везли продавать в Европу и получать деньги. Как говорил Ленин, "расстанемся с проклятым прошлым" и купим машины, станки, хлеб.

Гаспарян: Ведь это же преступление против искусства, это же варварство.

Мунтян: Да. Потом настала пора музеев, и эти печальные истории о проданных ценностях теперь известны. И вот так получилось, что вещи главного бриллиантщика были либо проданы, либо погибли. И наследие, к сожалению, его не так обширно, как наследие фирмы "Фаберже".

Гаспарян: Вы упомянули императорские ценности, императорскую корону. А что же сейчас вместо тех украшений, которые делал Болин? В ней сейчас что находится? Или на корону это не распространилось?

Мунтян: Большая Императорская корона, к счастью, осталась. Вы ее можете видеть в Алмазном фонде России.

Гаспарян: Я слышал, что она-то как раз в первозданном виде.

Мунтян: Знаменитая корона XVIII века уцелела. Не уцелели почти все украшения XIX века и начала XX века. Также ведь погибли украшения и фирмы "Фаберже". Он в меньшей степени делал бриллиантовые украшения, чем Болин. У Болина это была главная специализация. Погибли вещи знаменитых фирм "Кехле", "Бланка". И в известной степени эти фирмы из-за отсутствия большого наследия стали почти фантомы для нас.

Тем не менее, наследие Болин есть, и оно, как оказалось, достаточно обширно. И последние, наверное, лет за 15 музейщики, антикварные дилеры, архивисты, исследователи сделали очень много, чтобы имя Болин возродилось.

Почему еще считалось, что его вещей мало? Мы не знали каких-то мастеров, которые сотрудничали с фирмой "Болин", и не атрибуировали какие-то вещи, как произведения этой семьи. Но постепенно все новые и новые исследования приводят к тому, что наследие Болин начинает собираться. И в Музее Московского Кремля мы собираем и стараемся покупать вещи прославленной русской фирмы...




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

по всем вопросам: iz-zolota@yandex.ru